Статья 33

М.М.Джалалов,

Ректор Университета Инха в Ташкенте.

Так, к примеру, право на свободу мысли, слова и убеждений, гарантируемое статьёй 33 новой редакции Конституции, является одним из фундаментальных прав, признанных международным правом. Оно закреплено в статье 18 Всеобщей декларации прав человека и в других международных документах, таких как Международный пакт о гражданских и политических правах.

Это право гарантирует каждому человеку свободу мысли, которая включает право иметь свои собственные мнения и суждения, свободу исследования и информации, а также право свободно выражать свои идеи, доводы и соображения, мысли и убеждения в устной или письменной форме, при этом используя любые доступные ему способы связи, включая печать, радио, телевидение и интернет (Часть вторая статьи). Настоящей нормой государство закрепляет за собой это право и гарантирует обеспечение свободы слова, защиты журналистов и других общественных деятелей от произвольного ограничения, и преследования, и гарантирует беспрепятственный доступ граждан к информации.

Право на свободу убеждений, в свою очередь, гарантирует каждому человеку свободу выбирать свою религию, веру и убеждения, и произвольно менять их, если он это желает. При этом государство не должно вмешиваться в религиозные и философские убеждения граждан, за исключением случаев, когда они нарушают права других людей или национальную безопасность.

В целом, эта норма играет важную роль в обеспечении свободы и демократии в обществе.

Предлагаемое дополнение «Государство создает условия для обеспечения доступа к сети Интернет», нашедшее свое отражение в Части третьей Статьи 33, гарантирует ответственность государства по созданию всех необходимых условий для свободного доступа к Всемирной сети, которая стала самой весомой и значимой частью нашей жизнедеятельности. В последние годы в Узбекистане принимаются важные шаги для обеспечения свободы слова и доступа к информации, развиваются информационно-коммуникационные технологии. В результате этих реформ в стране с каждым годом увеличивается количество пользователей Интернетом. Данная норма признана служить ускорению и совершенствованию этих процессов.

Здесь хотелось бы отметить, что необходимость включения в Конституцию правовой нормы, касающейся Всемирной паутины, обусловлена несколькими причинами:

—  обеспечением защиты прав и свобод граждан. Интернет является важным средством коммуникации, обмена информацией и свободы слова, поэтому необходимо обеспечить, чтобы гражданские права и свободы не нарушались в онлайн-среде, кибепространстве;

—  достижением правового регулирования доступа к информационному пространству. В Интернете существует огромное количество информации, в том числе незаконной и вредоносной. Нормы Конституции помогают регулировать доступ к этой информации и защищать общественную безопасность, а также неприкосновенность личных прав и свобод граждан;

— обеспечением защиты персональных данных. Интернет — это платформа, которая очень удобна для обработки и передачи персональных данных. Предлагаемая норма Конституции поможет защитить персональные данные граждан от несанкционированного доступа и злоупотреблений;

— содействием развитию цифровой экономики. Интернет является важным фактором в развитии цифровой экономики. Нормы Конституции помогают создать правовую базу для развития цифровой экономики и ее инфраструктуры;

— регулированием публичной деятельности в Интернете. Интернет также используется государством для реализации его стратегически важных целей. Нормы Конституции помогают регулировать деятельность государства в онлайн-среде и защищать права граждан в этой сфере.

Между тем не секрет, что наряду с беспрецедентными позитивными особенностями, имеется и негативное влияние Всемирной паутины, к примеру, социальных сетей на нашу молодежь. Вредоносные сайты и социальные сети могут представлять угрозу национальной безопасности и формированию нежелательных ого идеологического иммунитета у молодежи. Например, такие сайты могут распространять информацию о пропагандистских материалах, подстрекательстве к экстремизму, терроризму, ксенофобии, расизму и другим формам ненависти, что может привести к формированию опасных идеологий у молодежи, следствием чего могут стать социальные конфликты, экстремизм, насилие и другие негативные последствия.

Кроме того, такие сайты могут быть использованы для распространения вредоносных программ, фишинговых атак и других видов киберпреступлений, что способствует утечке конфиденциальной информации, краже личных данных, финансовым мошенничествам и т.д.

Представляется, что конституционные нормы подразумевают осознание всей ответственности правомерного использования информации независимо от способа ее получения – из традиционных СМИ или в Интернете. Использование Интернета вне правового поля допускает применение соответствующих ограничений. Это положение нашло свое отражение в Четвертой части Статьи 33: «Ограничение права на поиск, получение и распространение информации допускается только в соответствии с законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, здоровья и нравственности народа, прав и свобод других лиц, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка, а также предотвращения разглашения государственных секретов или иной охраняемой законом тайны». Она предусматривает допущение ограничения прав в Интернете в том случае, если представляемая информация в его просторах угрожает нашему конституционному строю, многовековым культурным и моральным ценностям, ущемляет права и свободы других лиц.